четверг, мая 8

Сравнение одно- и двухслойных конструкций надувных байдарок

В начале 80-х томские катамаранщики буквально светились от счастья. По постановлению Партии и Правительства и под мудрым руководством товарища Лигачёва был ударными темпами построен Томский нефтехимический комбинат. И среди прочей продукции была полиэтиленовая плёнка шириной примерно 70-75 см.

Не знаю, какое применение она находила в сельском и садово-огородническом хозяйстве, а для построения катамаранов подошла отлично.

Всё дело в том, что плёнка выпускается в виде трубы. Стандартная ширина парниковой плёнки - 150 см. Она состоит из двух слоёв. Можно разрезать по складке и получится полотно шириной 3 метра - именно так я делаю полог для палатки.

Но для использования в катамаране стандартная плёнка слишком широка. В кустарных условиях уменьшить ширину и сделать качественный шов невозможно. Другое дело плёнка шириной 70 см!

Достаточно крепко связать шнуром один конец такой трубы, а во второй вставить пластиковую трубку, вокруг которой также крепко примотать плёнку - и баллон для катамарана готов!

Теперь его можно вставить в оболочку из технического капрона и накачать. Оболочка возьмёт на себя все механические напряжения, а полиэтиленовому баллону останется только держать воздух.

Вот по такой двухслойной схеме строились и строятся катамараны, рафты, надувные байдарки и пр.

Основные аргументы сторонников двухслойной конструкции - простота, надёжность, низкий вес и малая стоимость.

Действительно, никаких сложных клеевых швов - оболочка шьётся на маминой швейной машинке "Чайка". И полиэтиленовая плёнка и капрон весят довольно мало - один поплавок катамарана тянет на 2-5 кг!

Плёнка в те времена стоила примерно 40 коп за метр, капрон - 4 рубля.

Но вот заявление о надёжности не выдерживает никакой критики. Обычный капрон или тентовая ткань не обладает достаточной прочностью при контакте с острым камнем - ведь каждая нить рвётся по отдельности. Защиту ткани придаёт покрытие из ПВХ, которое благодаря своей "скользкости" предотвращает контакт камня с волокнами ткани.

Заодно такое покрытие делает ткань воздухонепроницаемой и наличие внутреннего баллона становится излишним. Я уж не говорю о том, что полиэтиленовая плёнка имеет свойство внезапно лопаться в любом направлении.

Использование современных материалов позволяет решить проблему прочности, но тогда двухслойка ничем не выигрывает у однослойки по весу и цене. Даже наоборот, два слоя материал получаются тяжелее и дороже.

Пожалуй, единственное преимущество двухслойных конструкций - отсутствие сложных клеевых швов, что позволяет делать их даже в кустарных условиях.

Хотя в условиях массового производства клеевые соединения не вызывают трудностей. Вот и получается, что двухслойная конструкция - удел малотиражного и экспериментального производства. А использование однослойной конструкции - это как бы показатель отлаженного производства, контроля качества и современных материалов.

Но, пожалуй, главный аргумент в пользу однослойных надувных байдарок - простота эксплуатации. Такая байдарка всегда полностью готова к эксплуатации - достаточно только накачать. А после похода достаточно сдуть, ополоснуть и высушить на травке.

Двухслойка же требует немалого мастерства по вставке баллона в оболочку, постепенного накачивания и выправления, чтобы он встал правильно и байдарку не перекрутило винтом. Нередко эту процедуру приходится повторять по многу раз.

После похода возникает проблема по удалению песка из оболочки, чтобы он не протёр баллон во время следующего сплава, и сушки баллонов и оболочки внутри и снаружи.

Теперь Вы знаете особенности конструкции и эксплуатации одно- и двухслойных надувных байдарок и можете сделать выбор, исходя из своих представлений о назначении байдарки.

Комментариев нет: