суббота, апреля 12

Как я стал туристом-водником

Я из "поздних" туристов. В походы стал ходить только по окончании института. Тогда я жил в славном городе Томске, думал, что вся жизнь впереди и любил книжки о природе. В те времена я выработал своё правило-девиз, которое гласило: "Земля такая большая, а жизнь такая маленькая - не стоит по одному маршруту ходить дважды".

В дни летнего солнцестояния любил уходить в тайгу. В пятницу вечером, забившись с толпой дачников в вечернюю электричку, уезжал на дальнюю станцию, вернее, место, где электричка останавливается у какого-то километрового столба и можно спрыгнуть на высокую насыпь. Потом, ориентируясь по самодельной карте (Томск - оборонный город, двухкилометровок нет, наверное, до сих пор) вдоль малых речек в воскресенье к вечеру выходил к Томи и вдоль берега по камушкам возвращался в город.

Однажды широкую дорожку от заходящего солнца пересекла байдарка. Разглядеть её было невозможно, но, думаю, не ошибусь, что это была Таймень-2. Других байдарок в те времена просто небыло. Посмотрев, как два силуэта дружно и беззвучно машут вёслами, я подумал - мне бы так...

Было это 24 июня 1984 года.

На следующее лето я взял две путёвки на лодочный маршрут №312-С по Клепиковским озёрам в Мещере. Замкнутый маршрут проходил по нескольким озёрам и верховьям реки с таинственным и древним названием Пра... Шли на пластиковых 4-5 местных лодках прибалтийского производства.

В нашем туристском таборе было 12 лодок и 42 человека. Вы только вдумайтесь - сорок два человека в одном водном походе!

Разумеется, в первый же час на каждой руке было по дюжине мозолей от деревянных весёл. Зато потом неспешное "парение" над чудными зарослями водорослей и "русалочьих волос", купание в торфяной воде густого чайного цвета, после которого становишься представителем некоего рыжего африканского племени, случайно заблудившегося в тайге.

Я понял, что в походе главное - это движение и созерцание.

Я понял, что это - моё.

Я понял, что стал водником и это навсегда.

На следующий год я выбирал маршрут "со знанием дела". Сплав по реке Юрюзани на байдарках от уральского города Усть-Катав, где делали танки и трамваи.

На этот раз в группе было всего 12 человек, включая инструктора - студента. Байдарки оказались ГДР-овского производства, с деревянными каркасами и брезентовыми шкурами. Ну турбазе к ним относились по-советски, то есть мокрые шкуры после закрытия сезона сложили под трубами отопления в подвале, а деревянные каркасы - в протекающем сарайчике.

Неудивительно, что на следующий год, а наш поход был первым, шкуры оказались ссохшимися с прогнившим брезентовым верхом, а каркасы так отсырели, что никак в шкурах не помещались. День ушёл на латание и сборку байдарок.

Зато потом лёгкий полёт мимо скалистых берегов, поросших буйной башкирской зеленью. И полторы недели дождей.

Это был самый романтичный из моих путёвочных походов.

В третий водный поход я решил отправиться в места более экзотические - на север Урала. Выбрал поход на ПСН-10 по Сылве, где-то в окрестностях Перми. Но на месте оказалось, что из-за прорыва нефтепровода сплав по Сылве невозможен и мы отправились на Усьву.

Весь день на двух электричках и лесовозном поезде добирались до посёлка геологов и лесорубов. Потом в забитом до потолка людьми и снарягой Урале по скользким лесным дорогам доехали до верховьев Усьвы.

Сплав на ПСН-10 (Плот спасательный надувной десятиместный) - это, скажу я Вам - тоска...

При всём желании грести там могут только двое из 6-8 человек. Да и то, чтобы занять себя - плот движется по течению. Остальные просто изнывают от безделья.

Зато впервые я узнал, что такое первозданная тишина и приполярные "белые" ночи. А когда на третий день издалека послышался рёв и грохот, я долго терялся в догадках насчёт приближающегося водопада. Оказалось, это обычный автомобиль Урал, на котором ездят за сеном по дну реки, ибо больше проехать негде. Привычный в городе звук показался грохотом по контрасту с тишиной, к которой мы уже привыкли.

Этот поход несколько охладил моё пристрастие к водным путешествиям и я решил, для разнообразия, испытать другие разновидности туризма.

На следующий год взял путёвку на велосипедный маршрут по острову Ольхон на Байкале. Однако походу состояться было не суждено, ибо в то лето я женился. Женой моей оказалась девушка из Мещеры, с которой мы вместе плавали по Пре, не будучи знакомыми друг с другом...

После чего сама собой родилась идея путешествовать вместе, то есть вдвоём. А тут как раз попалась книжка С.Симакова "Семья идёт в поход" о путешествиях на обычной надувной резиновой лодке. О последствиях нетрудно догадаться, но это уже в другом посте...

Комментариев нет: